Умер директор Севастопольского театра танца Вадим Елизаров

 

Умер директор Севастопольского театра танца Вадим Елизаров




В воскресенье, 28 мая, за две недели до своего дня рождения, в Севастополе на 67-м году жизни умер худрук Севастопольского академического театра танца Вадим Елизаров. Легендарный севастополец, основатель театра танцев и талантливый человек. Как сообщил сын худрука Александр, Вадим Альбертович Елизаров пришёл поздравить с 85-летним юбилеем коллектив Драматического театра имени Бориса Андреевича Лавренёва Черноморского флота России. «Сейчас я вас поздравлю, а вечером меня, к сожалению, с вами не будет...» – цитирует его слова заведующая литературной частью драмтеатра Аксинья Норманская. Вадим Елизаров выступал перед коллективом драматического театра им. Б.А.Лавренева, когда, внезапно, на сцене ему стало плохо. Сотрудники театра перенесли его из концертного зала в кабинет главного режиссера, директора театра, усадили там, после чего он потерял сознание. «Скорая» приехала через 17 минут, но сделать уже ничего не смогла. Предположительная версия — сердце. Как сообщают коллеги, в последнее время у него были серьёзные проблемы с сердцем. Елизаров не употреблял спиртные напитки, до банкета он не дожил. 

Как сообщалось ранее, Елизаров оставался верен себе до конца и даже в последние минуты жизни продолжал бороться за свое детище, Севастопольский театр танца, который оказался под угрозой выселения из-за позиции ряда депутатов заксобрания и дирекции дворца детского и юношеского творчества. За несколько минут до сердечного приступа они обсуждали проект письма на имя врио губернатора Севастополя Дмитрия Овсянникова в защиту Севастопольского театра танца, который из помещения ДДЮТ предложили выселить депутаты заксобрания. Автором проекта письма в защиту театра выступила севастопольская общественница и большая поклонница таланта Елизарова Людмила Богданова.

«Я проявила инициативу и написала проект письма, который подписал целый ряд общественных организаций города Севастополя, в том числе и Яков Машарский», - рассказала «Объективу» Богданова.

По словам Богдановой, Елизаров в последнее время крайне тяжело переживал всю историю, связанную с возможным выселением театра из помещений ДДЮТ.

«Он очень волновался. Это его добило! Я с ним разговаривала. Он говорил: "Вы знаете, такое ощущение, что мы не нужны. Сколько раз приглашал администрацию, чтобы они увидели, оценили, но никто не приходит», - рассказывает общественница.

Переживание Елизарова в связи с дальнейшей судьбой театра подтвердил в беседе с корреспондентом «Объектива» глава Союза творческой интеллигенции Севастополя Яков Машарский.

«Этот театр должен быть в нашем городе. Это такой театр, которому может позавидовать любой город любой страны. А желание выселить театр продолжается уже десять лет. Но это невозможно. Это единственный в мире театр, работающий на лексике танца спортивного и бального», - уверен Машарский.

По словам Машарского, в свое время экс-президент Украины Виктор Ющенко предлагал Елизарову перевести театр в Киев и даже предлагал помещение. Однако последний отказался, так как всегда оставался истинным патриотом нашего города.

В проекте письма, составленного общественниками на имя главы города, говорится:

«Помочь положительно решить вопрос о предоставлении помещения Севастопольскому академическому театру танца под руководством народного артиста Украины Вадима Елизарова. Севастопольский театр танца является одним из лучших театров не только нашего города, но и России. … Коллектив театра танца покорил своим искусством зрителей из многих стран – Германии, Франции, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Норвегии, Австрии, Чехии, Польши, Канады, Венгрии, Израиля, Китая, Украины и Турции. С большим успехом прошли выступления театра в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России. Высокую оценку мастерству севастопольских артистов театра танца дал в день открытия года Русской культуры во Франции российский режиссер Никита Михалков… Коллектив выступал в колонном зале Дома союзов, в концертном зале Россия…Труппа театра состоит из 50 мастеров танца. Все артисты театра влюблены в свое дело, истинные профессионалы, способные завоевать сердца самых изысканных зрителей. К великому сожалению, театр танца не имеет собственного помещения: театр работает в стесненных условиях. В театре отсутствуют репетиционный зал, помещения для раздевалок и хранения костюмов. Мы, жители города Севастополя, обращаемся к вам с убедительной просьбой выделить помещение для уникального, любимого зрителями, театра танца. Надеемся на вашу помощь».

По словам Богдановой, инициативная группа общественников и дальше намерена бороться за сохранение Севастопольского театра танца. Напомним, в конце марта группа депутатов заксобрания направила в адрес правительства Севастополя обращение с просьбой не передавать помещение ДДЮТ в бессрочную аренду Севастопольскому театра танца.

Церемония прощания с Вадимом Елизаровым прошла в среду, 31 мая 2017 года, с 9:00 до 12:00 в Севастопольском академическом театре танца (пр. Нахимова, 4). В 13:00 - отпевание состоялось во Владимирском соборе (усыпальнице Адмиралов).

У входа в театр в этот день нет привычных ярких афиш: вместо них – портрет. Взгляд, улыбка – знакомые в Севастополе едва ли не каждому. Люди запомнят его именно таким. Дополняет фото короткая фраза, всего одна, но – пронзительная: «Виват король!» В этих словах горесть, и в них – гордость. Рано или поздно уходят в прошлое эмоции, события и, к сожалению, люди. Но наследие выдающегося Артиста не может жить во времени прошедшем: оно с нами каждый день и час – здесь, в настоящем. Ведь оно – настоящее.

На траурный митинг, прошедший в стенах родного для Елизарова театра, пришли севастопольцы, которые любили и восхищались талантом гениального танцора и созданного им коллектива.

С самого утра сюда шли люди – непрерывный поток друзей, коллег и просто благодарных зрителей. Несли букеты – в основном розы. Уже в 10 часов, говорят севастопольцы, в центральных магазинах этих цветов не осталось совсем. В зале был аншлаг, мест всем не хватило, как, порой, и на премьерах театра танца.

Имя Мастера будет жить в истории, его дело – в творчестве большой театральной семьи, а память о нём – в душах людей. Проститься с Вадимом Альбертовичем Елизаровым пришли не только севастопольцы, приехали люди из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Актёры, музыканты, учителя, журналисты, рабочие, чиновники… Люди разных профессий, возрастов, взглядов. Но привели их сюда одни и те же чувства.

«Он безгранично любил наш город. Хотя он был саратовский, но – настоящий севастополец. Гениальный, творческий человек. Почему-то все люди, которые творят… тяжело говорить… они вот так неожиданно уходят. Это для близких горе, и вообще для Севастополя. Для меня лично это невосполнимая утрата», – поделился музыкант Сергей Бурштейн.

«Это те люди, на которых издавна держится русский театр. Он такой человек. Я знаю, чем это было для него, как ему было тяжело – иногда невыносимо трудно. Но он преодолевал все препятствия со своим коллективом, был стоек и вызывал восхищение. Об этом можно говорить долго, но один небольшой факт: сегодня в городе в окрестностях закончились цветы. Понимаете? Это о чём-то уже говорит», – рассказал председатель Севастопольского отделения Союза театральных деятелей Российской Федерации Евгений Журавкин.

«Он один из первых поднял танцевальное искусство на европейский уровень. До него ничего подобного тут не было. Честь ему и хвала. Он создал свой театр. Таких людей действительно мало на сегодняшний день», – призналась заведующая музыкальной частью Севастопольского академического русского драматического театра имени А. В. Луначарского Екатерина Троценко.

«Он всё время был в движении, всегда что-то искал. Много существует танцевальных клубов, но здесь – уровень. Поставить целый спектакль – «Пигмалион» Бернарда Шоу или «Кармен». Это театр – чистой воды, в нём не просто спортсмены – артисты! Это вообще – явление. Я не знаю аналогов ни в мире, ни в бывшем Советском Союзе, ни в России», – отметил народный артист России Александр Сметанин.

«Почему-то запомнился мне день рождения театра Луначарского – 70-летие. Так выпало, что мы за одним столом сидели. Очень интеллигентный, тактичный, мягкий, всепонимающий человек», – подчеркнул поэт, музыкант Евгений (Джон) Барулин.

«Будем помнить. Светлая ему память. И, я думаю, что театр должен носить его имя: Театр имени Вадима Елизарова. Это будет справедливо», – добавил главный режиссер Драматического театра им. Б.А. Лавренева Черноморского флота Юрий Маковский.

За то, чтобы Театр носил имя Вадима Елизарова, выступают многие горожане. Коллектив начал собирать подписи в поддержку этой идеи. Тысячи людей пришли 31 мая попрощаться с Мастером – и практически все подписали соответствующее обращение к городским властям.

«Он заслуживает, чтобы в нашем городе ему памятник поставили – не мемориальный знак, а именно памятник. И мы были бы очень рады этому. Конечно, мы потеряли очень достойного человека, такого чуткого, например, к нам – жителям осаждённого Севастополя. Какие замечательные концерты мы посмотрели – по его доброте всё это было бесплатно: пожалуйста, приходите», – призналась жительница Севастополя Людмила Кузнецова.

«Это жертвенность ради высоких целей. Он не жил для себя, жил для других. Это очень важно», – добавил житель Севастополя Анатолий Цибрик.

Как рассказывают бывшие воспитанники Елизарова, ко всем он относился, как к своим детям. «Он верил в каждого из нас, относился к нам, как к своим детям. И родившихся у его воспитанников детей он тоже принимал, как своих внуков. Он – многодетный папа. В мой день рождения он всегда звонил, чтобы поздравить. Я не знаю, как ему удавалось держать даты в памяти столько лет, но он всегда поздравлял, всегда помнил, сохранял эту особую связь», – рассказала Крым.Реалии бывшая ученица балетмейстера Лиза Музычко (Костюкова). «Мы его называли – да и сейчас зовем – «шеф». Для нас он был примером не только в танцах, но и в жизни».

У входа в театр в этот день нет привычных ярких афиш: вместо них – портрет. Взгляд, улыбка – знакомые в Севастополе едва ли не каждому. Люди запомнят его именно таким. Дополняет фото короткая фраза, всего одна, но – пронзительная: «Виват король!» В этих словах горесть, и в них – гордость. Рано или поздно уходят в прошлое эмоции, события и, к сожалению, люди. Но наследие выдающегося Артиста не может жить во времени прошедшем: оно с нами каждый день и час – здесь, в настоящем. Ведь оно – настоящее.

По традиции, с людьми искусства не прощаются в тишине. Их провожают овациями. Аплодисменты в честь Вадима Альбертовича Елизарова, не смолкая, звучали несколько минут. Виват король! Прощайте, Мастер… от «Севинформбюро»

Заслуженный деятель искусств Крыма, лауреат Госпремии Крыма, заслуженный работник культуры Украины, народный артист Украины, кавалер Международного ордена Святого Станислава, орден "За заслуги" III степени, кавалер почётного ордена "За заслуги перед городом", член жюри проектов «Танцы со звездами» и «Танцы со звездами-2», профессор кафедры хореографии Крымского университета культуры, искусств и туризма, создатель и художественный руководитель севастопольского академического театра танца. И просто: мудрый руководитель, чуткий наставник, мастер своего дела, талантливый человек. Таким навсегда запомнят Вадима Альбертовича Елизарова коллеги и благодарные зрители. В его душе два светлых чувства – к Севастополю и к Танцу – превратились в одну большую Любовь.

Светлая память Вадиму Альбертовичу Елизарову, невероятно талантливому, творческому человеку, который так много сделал для Севастополя и его жителей.

Когда в зале заиграла композиция «Виват, король, виват» и раздался шквал аплодисментов, которые сопровождали Елизарова при жизни, даже суровые мужчины не смогли сдержать слез. 

Севастополь потерял великого человека, которому не было равных ни в человечности, ни в силе духа, ни в объёме энергии, ни в запасе любви. Всю свою жизнь Вадим Альбертович нёс в мир талант и красоту, и теперь город осиротел без него. Все севастопольцы чувствуют утрату и горечь. Скорбим. Пусть земля будет пухом.

В церемонии, которая состоялась в здании театра танца, принял участие глава Севастополя Дмитрий Овсянников, который подчеркнул: «Этот уникальный проект является достоянием нашего города, его символом, он известен не только в Севастополе и России, но и за пределами страны. Наша задача – продолжить его работу, сделать все необходимое, чтобы театр развивался и процветал».

Как пишет Елена Голубева на странице Вадима Елизарова в социальной сети "Facebook": 

"Сегодня город Севастополь простился с Вадим Елизаров. Я не могу не привести цитату депутата ЗакСо, руководителя комиссии по социально-гуманитарным вопросам в красных туфлях Щербаковой Т.М. "Для урегулирования вопросов жизнедеятельности Театра танца права на пользование помещениями ДДЮТ нужно закрепить срочным договором аренды на год с правом его продления, а параллельно городу искать помещение, которое будет соответствовать масштабу такого учреждения, как Театр танца", - уточнила она. И уточнила она это совсем недавно.

Вот уже три года этот депутат Щербакова Т.М. получает зарплату из местного бюджета около 300 тыс. руб. в месяц. На неё из казны города, в том числе на её красные туфли, потрачено около 9 млн.руб.

9 млн.руб. стоил бы проект Севастопольского театра танца, если бы депутаты решили разместить его в заброшенном кинотеатре "Дружба" или "Украина". И легендарный учитель танцев получил бы ещё лет 5 своей талантливой жизни, успел бы сделать свой театр на постоянном месте."

Татьяна Ульянова: "Представитель законодательной власти на церемонии прощания замечены были! Кулагин с Аксеновым в белых рубашках и Танечка Щербакова в платье (выше колен) бежевого цвета."

Александр Малеев: "По моим данным команда, не только команда губернатора, получает только премии ежемесячно 300-400тыс. руб."

Лось Александр: "2 миллиарда идёт по бюджету на всех бюрократов Овсянникова".

Соболезнования в связи с кончиной Елизарова сегодня выражают его ученики, поклонники и зрители театра танца, деятели искусства, правительство Севастополя.

- Не обращая внимания на состояние здоровья, он нес двойную нагрузку. Может быть кто-то посетует, что характер у Вадима Альбертовича был непростой, но благодаря твердому характеру ему удалось сделать так много для культуры Севастополя. Он чувствовал талантливых людей и вырастил целую россыпь блистательных артистов, - говорится в некрологе на сайте Севастопольского театра имени Луначарского, в котором Елизаров два года проработал директором.

- Выражаем искренние соболезнования родным и близким в связи с невосполнимой для каждого из нас утратой. Память об удивительном человеке, непревзойденном, удивительном мастере навсегда останется в наших сердцах, - говорится в официальном некрологе театра танца о В.Елизарове.

— Нет слов, сижу рыдаю! Не могу не написать об этом человеке.Только что узнала, что ночью не стало великого хореографа, замечательного человека — Вадима Елизарова. Руководитель и основатель севастопольского Театра танца, всемирно известного театра, весь мир аплодировал стоя постановкам Вадима Елизарова и его ученикам. Человек, который сделал за все годы существования нашей страны больше чем можно подумать, он был просто творец, который жил театром, жил в танце. Система убила его, и нервы! Добили человека... Светлая память о тебе, дорогой Друг, будет жить вечно! – написала одна из пользователей Сети на страничке Вадима Елизарова в Facebook.

"Борьба за дело своей жизни - забрала его жизнь", - сказала супруга покойного Нина Маршева в интервью «Севастопольского агентства новостей». - "Последнее время очень сильно давили на Вадима Елизарова из-за помещения театра. Я вам хочу сказать, что это основная причина. Я не могу сказать, мне все равно кажется, что он ушел победителем. Он был сломлен - это факт. Как он реагировал на то, что начались какие-то бои за помещение и кто был инициатором, честно говоря, я не знаю. Наверное, Дворец пионеров… Конечно, их не устраивает, что мы живем у них в приживалках. Но с другой стороны, понимаете, человек создал театр, потому что редкость сейчас это взять и создать театр. Это очень сложно. Но на улицу мы не выйдем. Многие говорили — вам предлагали то, се, тот кинотеатр, тот. Но это же все вранье. Были разговоры, но ведь до дела не дошло ни полшага. И мы молча, как барашки здесь живем. Пасквили все, это уже пускай остается на совести тех людей, которые все это говорят.

Такого театра действительно нет. Тем более официально зарегистрированного. Почитайте тот же Фейсбук, ведь пишут люди сейчас из Америки, из Израиля, со всех стран мира. А его, то, что у него было внутри последние два года… понимаете, мне не хочется сказать, кто закрыл крышку гроба, я не хочу никого обвинять, я хочу всех простить. Но если уже нам священнослужители говорят о том, что люди приходили к ним, и они знают, кто его гнобил — они исповедовались."

"Для меня он был лучшим. Я искренне могу сказать, что я всю свою жизнь отдала только своему мужу, и жила жизнью его, его детей и его внуков. Да, эти дни, конечно, у меня воспоминаний много. Но я вам хочу сказать, что настолько яркий, талантливый был человек, что что-то одно запомнить невозможно. Вся жизнь, как вспышка. По крайней мере у меня. Это и война, это и добро, это и веселье — это все. Потому что этот человек был, конечно, праздник, человек-Солнце, как мне сказал один наш знакомый. Поэтому так трудно сказать что-то одно. Потому что я считаю себя с одной стороны женщиной, посвященной ему, с другой стороны женщиной, которая всю жизнь получала дома букеты, французские духи и никогда не знала, что такое платить за коммуналку. Понимаете? Что еще может быть счастливее для женщины? Для меня он был нормальный человек, любимый муж. Последние слова наши были, когда он поехал на торжество, на 85-летие театра Лавренева, я ему звоню, потому что мимо меня его машина проехала, а он мне говорит: «Я тебя люблю!». Я сказала: «Я тоже»… Вот это последнее было. Для меня это важно. Мы жили любовью, и всей семьей, и друг для друга. Поэтому мне казалось, что это все остальное неважно. Теперь театром будет заниматься сын, он и так директор. Мне он предложил должность художественного руководителя, заместить сейчас мужа."

Стоит отметить, что в разные годы севастопольские власти предпринимали попытки поиска собственного помещения для театра, однако все они были безуспешны. Сегодня местные депутаты и лично Т.Щербакова не только не предложили Вадиму Альбертовичу, подопечным и севастопольцам альтернативного варианта помещения, где бы мог размещаться академический театр, но и своим решением способствовали выселению руководителя, танцоров и зрителей из театра танцев. Вадим Елизаров, после озвученного депутатом Щербаковой решения на спектакле "История любви", попросил корреспондента "ИНФОРМЕРа" помочь в организации пресс-конференции. Он хотел рассказать о том, что некая инициативная группа действует исключительно в своих корыстных интересах с целью забрать часть помещений, где в данный момент располагалась труппа театра, для реализации собственных проектов.

"Некая "команда Чалого" пытается всеми способами выставить творческий коллектив на улицу. Мы несём в мир любовь к языку тела, дарим севастопольцам и гостям праздник и позволяем прикоснуться к прекрасному, способному затронуть тонкие струны человеческой души", - говорил художественный руководитель театра и народный артист Украины, лауреат Госпремии Крыма, заслуженный работник культуры Украины, заслуженный деятель искусств Крыма Вадим Елизаров.

После выступления воспитанников Вадим Альбертович провёл, как он тогда выразился, "разбор полётов", где разобрал допущенные танцорами ошибки, дал пару советов и направил коллектив оттачивать мастерство. При этом он не отпускал мысли о выселении депутатами Заксобрания из части помещения Дворца детского и юношеского творчества и размышлял, как дальше быть! Но Вадим Альбертович не успел сделать для севастопольцев и гостей многое, хотя очень хотел. Он говорил о постановках, творчестве и языке тела, но из беседы с ним чувствовалось, как сильно болело сердце и плакала душа о будущем театра. Из воспоминаний местной творческой интеллигенции, Вадим Альбертович был фигурой неоднозначной с сильным характером. Сердце Вадима Елизарова не выдержало постоянных стрессов и переживаний по поводу судьбы театра и труппы.

"Человек, подаривший городу театр, безусловно, вошёл в историю Севастополя. Сейчас дело своего отца должен так же достойно продолжить сын - Александр Елизаров. Конечно, Вадим Альбертович был личностью с харизмой и обладал ярко выраженной индивидуальностью. Его уже не вернуть, Севастополь потерял истинного патриота и фаната своего дела. Эта большая утрата...", - заключили деятели культуры Севастополя.

Если Вадим Альбертович позволил севастопольцам и гостям жить в мире творчества и искусства, то севастопольские депутаты, по всей видимости, предприняли немало усилий для того, чтобы, напротив, поспособствовать упадку сил великого деятеля, надломить его бесконечно сильное упорство и желание продолжать большое дело. Нельзя с уверенностью утверждать, что кто-то конкретный стоит за кончиной Легенды…Понятно лишь одно: Вадим Альбертович ушёл из жизни, так и не успокоив сердце уверенностью в благополучном будущем своего детища.

Безусловно, театр Вадима Елизарова является одним из символов Севастополя. Ежегодно его посещают тысячи севастопольцев и туристов. Театр танца – единственный в мире театр, творчество которого основано на лексике бального танца. Коллектив с успехом гастролировал в странах СНГ, Европы, Азии и Латинской Америки. Среди солистов труппы – чемпионы и призеры международных турниров по спортивным и бальным танцам. Многие из них удостоены почетных званий за весомый вклад в развитие хореографического искусства.

Параллельно с театральной деятельностью Вадим Елизаров был профессором кафедры хореографии Киевской академии танца и Международного славянского университета. В семье Елизаровых все занимаются танцами, включая невесток, зятя и внуков. Дети – Денис, Диана и Александр, две невестки - Натальи, зять Сергей Гринев, восемь внуков – Маргарита, Артур, Александра-Мария, Ева, Вера, София, Альберт и Алексей. «Сам театр – это и есть моя семья», – говорил балетмейстер. Он утверждал, что украинские танцоры отличаются от всех остальных в мире. Наши артисты имеют внутреннюю силу, которую называют «искрой Божьей». Это то, чему нельзя научить – она или есть, или ее нет.

В 2007 году Вадим Елизаров стал участником жюри телешоу «Танцы со звездами». Он «судил» танцоров, в роли которых выступали известные украинские артисты: Наталья Могилевская, Владимир Зеленский, Руслана Пысанка, Ольга Сумская, Ирина Билык, Александр Пономарев, Олег Скрипка, олимпийская чемпионка Лилия Подкопаева и другие. Балет Елизарова объездил с гастролями практически всю Европу и стал известен во многих западных странах.

После аннексии Крыма Вадим Елизаров и его театр танца остались в Севастополе и продолжили работу в рамках правового поля России. Как рассказывают в окружении Елизарова, это решение он принял, исходя не из убеждений, а реалий. «Он хотел одного – сохранить театр и развивать его», – говорят его друзья и сотрудники.

Гастрольная деятельность коллектива изменилась – теперь балет ориентирован на Россию. «После того, как мы, как говорится, вернулись в родную гавань, у нас открылся новый горизонт – это Россия. Она огромная, и я не знаю, что дешевле: съездить в Париж или в Петропавловск-Камчатский. Поэтому у нас сейчас задача – это Россия, хотя если будут приглашения интересные – мы с удовольствием», – говорил Елизаров месяц назад в эфире крымского телевидения.

В марте этого года коллектив театра танца Елизарова принял участие в проекте «Танцуют все!» на российском государственном «Первом канале». Но севастопольские танцоры «вылетели» уже в третьем выпуске, уступив коллективу российского Белгорода.

«Команда театра танца постаралась сделать все, чтобы достойно представить город-герой на телевизионном проекте, к которому сегодня приковано внимание российских любителей хореографии. Покинув проект, мы вновь возвращаемся к вам, наши зрители», – заявил после проекта В.А. Елизаров.

О своём стремлении сделать Севастополь не только патриотическим, но и культурным центром России, привить людям всех возрастов интерес к искусству танца Вадим Елизаров часто говорил журналистам. И не только словами, но и трудом он приближал заветные цели. Главные качества, которые ценит в себе и окружающих, перечислил в интервью по случаю своего 65-го юбилея, в 2014 году. «Не только талант, не только ваши способности, но и, конечно, ваше трудолюбие, в первую очередь. Труд определяет. Бить в одну точку, быть уверенным и знать, где твоя победа – это самое главное. Надо верить в себя и любить своих родителей», – рассказывал он в интервью. Год назад в беседах с нашими журналистами Вадим Альбертович признался: стал размышлять не только о будущем… «Я где-то недавно прочитал, что если человек всё чаще задумывается о прошлом, то дело идёт к концу. Не знаю, насколько это верно, но думаю очень часто», – признавался Вадим Елизаров.

Коллектив Независимого телевидения Севастополя выражает соболезнования родным, близким, коллегам Вадима Елизарова. Имя Мастера навсегда останется в истории города.

Театру танца, накануне дня России, продлили срок аренды до 2022г. депутат Юрий Кривов.

Власти Севастополя рассматривают несколько площадок для строительства нового здания театра танца. По словам Демидовой, сейчас правительство Севастополя ищет земельный участок, подходящий для строительства отдельного здания театра. По ее словам, «есть несколько вариантов», но где они находятся хотя бы приблизительно сообщить не смогла. Замгубернатора Юрий Кривов отметил, что построить новое здание — экономнее, чем чинить и приспосабливать старое.

Постановлением правительства Севастополя № 579-ПП от 10.08.2017 года Государственному автономному учреждению культуры «Севастопольский академический театр танца» присвоено имя Вадима Елизарова. По итогам рабочей поездки в Севастополь 18-20 августа 2017 г. президент РФ В.В. Путин утвердил перечень поручений, в которых, в частности, говорится: «Правительству РФ предусмотреть в федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя до 2020 г.» дополнительно мероприятия по строительству Севастопольского академического театра танца им. В. Елизарова, а также финансовое обеспечение. Срок—15.03.2018».

Дмитрий Овсянников также обратился Президенту В.В.Путину с просьбой о выделении в рамках Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крыма и г. Севастополя до 2020 г.» дополнительных средств на обновление объектов культуры города. Все эти предложения Президент также поддержал. Перечень поручений по итогам поездки в Севастополь 1. Правительству Российской Федерации: а) предусмотреть в федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» дополнительно мероприятия по ремонту и реставрации Севастопольского художественного музея имени М.П.Крошицкого, строительству Севастопольского академического театра танца имени В.А.Елизарова, театра юного зрителя и детской художественной школы, а также их финансовое обеспечение.

Срок – 15 марта 2018 г.; Ответственный: Медведев Д.А.

Строительство новых зданий для Севастопольского академического театра танца имени Елизарова и Театра юного зрителя начнется после проведения проектно-изыскательских работ в 2017 году. Строительство Севастопольского академического театра танца имени В. А. Елизарова: планируется строительство нового здания на 450 зрительских мест. Окончательная стоимость работ будет определена после выполнения проектно-изыскательных работ в 2017 году. Окончательная стоимость работ будет определена после выполнения проектно-изыскательских работ, завершение которых планируется в 2017 году, - уточнили в управлении. В ведомстве добавили, что новый Театр танца будет включать в себя два зрительных зала, производственный и пошивочные цеха, а ориентировочная стоимость проекта - 258,4 млн рублей.

Севастопольские Театр танца им. Вадима Елизарова и Театр юного зрителя необходимо размещать ближе к центральной части города, однако в настоящее время рассматривается не менее трех площадок, в том числе в отдаленных районах. Об этом рассказала директор департамента культуры правительства Севастополя Ирина Демидова. («ФедералПресс», как начальник главного управления).

«Мы понимаем, что театр танца необходимо размещать в центре города. Учитывая, что параметры здания большие, рассматривается несколько вариантов: либо реконструкцию кинотеатра «Россия», но хотелось бы его сохранить за кинотеатром. Второй вариант – пустырь возле ТЦ «Муссон» – там можно было бы создать театральную площадь и разместить оба театра. На наш взгляд, это было бы идеальное место. Третий вариант – в районе бухты Камышовая», – сказала Демидова.

«Здание Театра танца будет объемным. Мы, как вариант, можем рассмотреть реконструкцию кинотеатра «Россия» на площади им. 50-летия СССР. Но не хотелось бы, потому что это один из самых больших государственных залов, где мы проводим кинофестивали и другие крупные мероприятия, – сказала она. – Учитывая, что есть пустырь возле ТЦ «Муссон», мы бы хотели там создать «Театральную площадь», где будут два новых театра в современных зданиях».

Третья потенциальная площадка находится в Камышовой бухте.

В новом здании Театра танца, по ее словам, планируется два зрительных зала, один из которых на 450 мест. Кроме того, при нем должна будет функционировать школа танца – такого учебного заведения дополнительного образования в городе пока нет.

Талант удивлять 26.09.2017, 12:00 Памяти Маэстро

Я всегда стою на своём месте, в центре зала театра, и встречаю зрителей музыкой. Музыкой, которую тщательно подбирал для каждого спектакля Вадим Альбертович Елизаров. Каждый раз я ожидаю появления нашего маэстро, который твёрдой, уверенной, красивой походкой вот-вот войдёт в зал и сразу бросит в мою сторону взгляд, улыбаясь и жестом выражая полную поддержку и отеческую заботу. Но, увы, жестокая правда жизни возвращает в действительность…

Театр—это большой айсберг. И когда люди приходят на спектакль, они видят только его вершину. Самая мощная часть айсберга спрятана от глаз зрителя—это все службы театра, начиная от уборщиц и вахтёров и заканчивая артистами. Несомненно, институтом для каждого театра являются его студии, также нашим институтом является СТК «Виктория», на базе которого когда-то и был создан этот замечательный театр. Бальные танцы стали основой для нас, как для артистов театра. Многие ребята приходят и даже приезжают из других городов, а причина всему одна—спор: танец—это искусство или всё же спорт? В нашем театре, безусловно, танец—это искусство!

Мэтр был человеком очень тонкой культуры и необъятной души и как профессионал своего дела имел удивительное чутьё. Он всегда говорил, что, если любишь своё дело и веришь в него, значит, надо бить в одну точку—и тогда всё получится. Увидеть потенциал ещё молодого и не сформировавшегося артиста—вот его удивительный талант. Как режиссёр, он всегда давал возможность для творчества артисту, не говоря: «Делаем только так!» Он говорил: «Вы предлагайте, а я решу!»—и направлял артиста туда, куда считал нужным. Ни один институт вас не научит ничему, если вы сами этого не захотите. А он учил! Есть тренеры, лекторы, а есть очень почётное звание—Педагог. Педагог—это тот человек, который тебя научил как профессионала и воспитал как личность, а ты этого сам даже и не понял.

«Встречают людей по одёжке, а провожают по уму»—замечательная русская пословица, которая подходит практически ко всем людям. Вадим Альбертович как раз из тех людей, которым эта пословица подходит не совсем. Очень образованный, всегда корректный, очень утончённой культуры человек, он мог увидеть красоту всегда и везде. Зная этого человека около 15 лет, я выделил бы из всех его достоинств и всех его положительных качеств одно, на мой взгляд, самое главное: узнавая Мэтра всё больше и больше, я поражался его душе—её величию! Это бескрайней и добрейшей души человек! Всех артистов он всегда считал своими детьми, он никогда не отказывал, всегда приходил на помощь—советом, делом и просто поддержкой (иногда, бывало, положив руку на плечо). И вы знаете, это действовало на всех. Жизнь—это непростая штука, проблемы у людей бывают разные, и каждую он переживал, как свою.

История, которую я рассказываю,—это жизнь. Конфликт на Донбассе не обошёл и наш театр. Когда там начались военные действия, в наш театр приезжало много ребят из Донецкого региона, и отказа никто не получил. Прошло немного времени, кто-то вернулся домой, кто-то остался. Так как я сам из Донецкой области, оттуда я забрал в Севастополь свою сестру. Спустя несколько месяцев на нервной почве она перенесла инсульт. Ситуация безвыходная: сестра в тяжёлом состоянии, жена беременна. Ни времени, ни средств на всё не хватает. Но плечо шефа, его помощь не заставили себя долго ждать. Он помог и с жильём нашим родителям, пока они были тут, а это не один месяц лечения и восстановления, и медикаментами, и всем, чем мог. Всё закончилось удачно, и моя сестра снова живёт полноценной жизнью благодаря неоценимой помощи этого дорогого для всех нас человека. А ведь ситуация моей семьи—не единственная в его жизни. Размышляя, насколько была велика его душа, думаю, она была бесконечной, как необъятный космос! И, заканчивая, скажу ещё одно: встречая Вадима Альбертовича по одёжке, ни расставаться, ни провожать его не хотелось бы…

В.А. Елизаров был наставником, советчиком, педагогом не только для артистов театра, но и для других известных артистов нашего города.

Моё знакомство с Вадимом Альбертовичем состоялось в 2001 году на сцене Севастопольского академического русского драматического театра им. А.В. Луначарского, где проходил праздничный концерт,—делится своими воспоминаниями заслуженная артистка Украины, хормейстер, солистка-вокалистка культурного комплекса «Корабел»» Татьяна Барткова.—В то время я была солисткой-вокалисткой Штабного духового оркестра ВМС Украины, и это было первое моё выступление на сцене с лучшими творческими коллективами Севастополя. С Вадимом Елизаровым мы запланировали сделать совместный номер, но коллектив театра танца на тот момент много гастролировал, да и у меня начались гастроли, поэтому не получилось. Но мы очень часто встречались на сценических площадках города, праздничных концертах.Я очень благодарна Богу, что познакомилась с таким выдающимся человеком! Ведь в жизни случайно ничего не происходит! Вся жизнь—большая книга перемен, и ты не знаешь, что будет завтра… Вот так и со мной получилось, да и со многими. Наш огромный коллектив из профессиональных артистов, музыкантов ликвидировали, и мы остались на улице, вернее, состояли на учёте по безработице в Центре занятости. На тот момент у меня было жуткое состояние, душа болела. Но кто мне подставил плечо и протянул руку помощи? Вадим Альбертович Елизаров! Он начал меня приглашать в свои концертные программы, а там судьба меня связала с замечательным, талантливым музыкантом Кареном Арутюняном, с которым у нас родились совместные творческие номера, и мы дарили зрителям своё мастерство уже в стенах академического театра танца Вадима Елизарова! Уверена, что я ещё не раз там выступлю. Я люблю талантливых людей, когда они живут и болеют своей профессией! А Вадим Альбертович болел и переживал за свой театр, ведь это его детище, которое не так-то просто родить, вырастить и отпустить в жизнь. Общению с Вадимом Альбертовичем я всегда была рада, ведь он был весёлым человеком, любил пошутить, был умным, начитанным, знающим жизнь, с богатым опытом работы в культуре, мог и подсказать, и помочь. Как горько говорить о таком прекрасном человеке в прошедшем времени! Безумно жаль, что мы не сможем уже пообщаться, что не увидим его. Это горе не только его родных, не только артистов театра, близких друзей и знакомых, но это большая потеря и для Севастополя, и для культуры всей страны, ведь он совершил большой прорыв в области танцевального искусства. Своими артистами на всемирных площадках он представлял не только свой театр, но и город-герой Севастополь, и страну в целом! Верю, что Александр Елизаров продолжит эти замечательные традиции!

Нынешний директор Севастопольского академического театра танца Александр Елизаров достойно претворяет в жизнь идеи и творческие мысли отца. Супружеская пара танцоров Александр Елизаров и Наталья Иванова—3-кратные чемпионы Украины по десяти танцам, чемпионы России среди «профессионалов», обладатели кубка мира, заслуженные артисты Украины.

Как сегодня живёт и работает театр без своего Маэстро? Такой вопрос задают, потому что Вадим Альбертович—масштабная личность, которая всё держала на постоянном контроле. Поэтому и возникают вопросы: «Как же вы без такого большого спасательного круга? Теперь потонете, наверное?» Но я хочу сказать, что отец, прожив такую большую и насыщенную жизнь, как нормальный человек, конечно, устал. После его возвращения из театра им. А.В. Луначарского (В.А. Елизаров являлся директором Севастопольского академического русского драматического театра им. А.В. Луначарского с ноября 2012-го по декабрь 2014 г.—Авт.) он мне сказал, что в кресло директора уже точно не сядет, но хочет стоять у меня за спиной, помогать мне, давать советы, чтобы я вникал в систему руководства театром. Все эти четыре года, пока он был в театре им. А.В. Луначарского, а потом—в нашем театре, отец передавал мне огромный опыт управления. Это было его целью—чтобы театр жил полноценной жизнью во всех направлениях, а для этого нужны были его последователи, чтобы смогли начатое им дело с честью удержать и продолжить. Я благодарен отцу, что оказался тем человеком, которому он изначально доверял и впоследствии доверил руководство театром. В шутку отца: «Назовёте театр моим именем»—не хотелось верить, но очень хотелось, чтобы он по-человечески отдохнул. Когда я снял с него эту нагрузку, появилась надежда и даже реальность, что он может отдохнуть физически, но эмоционально он не отдыхал никогда. Он каждый день продолжал переживать за жизнь театра, за каждую нерешённую проблему, за каждого артиста и сотрудника театра. Во-первых, есть понятие «золотой фонд» постановок, и наша задача—их сохранять и держать в том качестве, в котором они были при Вадиме Альбертовиче. А «влага, потоки вод»—это потенциал тех балетмейстеров, постановщиков, которые являются учениками отца с детства. Назову только некоторых из них: Сергей Волошин, Денис Соловьёв, Артём Герус, Денис Елизаров, Дарья Чумакова, Евгения Гордиенко, Анастасия Николенко, Елена Ольховская. У всех у них (кроме Е. Ольховской, которая окончила хореографическое училище и пришла к нам в театр, уже имея теоретические знания и практическое мастерство) с детства формировалось видение творческого мира и восприятие искусства через учение нашего великого педагога. Это тот оставленный отцом потенциал уже в моём штате, это та влага, которая даст нам возможность при сохранении классического репертуара создавать новые современные интересные спектакли. Ощущается сплочённость, нет уныния в театре. Наоборот, в театре все верят, что наш корабль будет плыть, и плыть успешно. Помогают семья и дети, а также огромная ответственность, что от того руля, от штурвала, который у меня в руках, зависит слишком много людей. Поэтому боль утраты хочется направить на созидание. Определённую обиду на несправедливость от преждевременного ухода отца хочется направить на достижение того, чего он хотел, чему посвятил всю свою жизнь,—пробить эту стену в вопросе, чгобы у театра появилось своё здание, и в вопросе финансирования, чтобы наши артисты начали зарабатывать соизмеримо успеху театра. Поэтому с уходом отца я ощущаю подъём в своей работе и стремление осуществить то, что он не успел. Но всё это очень сложно. Несмотря на то, что во время прощальной панихиды с Вадимом Альбертовичем Елизаровым многими известными и высокопоставленными лицами нашего города было сказано много прекрасных слов и дано много обещаний, мне сейчас тоже приходится продолжать доказывать, как и отец делал это всю свою жизнь, что театр танца городу очень нужен, что театру необходимо своё достойное помещение и достойное мирового многолетнего успеха театра финансирование. Все говорят об успехе, о мировой популярности, но на самом деле театром проводится каждодневная борьба за выживание, за право театра быть на том высоком уровне, на котором он сегодня находится. Ни Елизаров-младший, ни Вадим Альбертович никогда не сердились на злословящих о них и театре недругов. Я желаю им брать с нас пример!

Танцевальная пара Вадим Елизаров и Нина Маршева—танцоры международного класса, многократные чемпионы России и Украины. Нина Маршева—заслуженная артистка Украины, главный балетмейстер (с 2000 г.), а ныне художественный руководитель Севастопольского академического театра танца имени Вадима Елизарова—делится своими воспоминаниями.

Когда был жив мой муж, Вадим Альбертович Елизаров, всегда была опора, была спина. Но Александр последние 4 года сам руководил театром танца, т.к. Вадим работал директором театра им. А.В. Луначарского, а после перешел в наш театр художественным руководителем. Поэтому мы на уровне подсознания уже были к этому готовы, что сын будет продолжать дело отца. Конечно, мне очень сложно без Вадима Альбертовича, т.к. нет моего сказочника, моего Андерсена. Земля редко таких людей рождает. Но сам маховик им очень крепко закручен, колёса машины крутятся, не останавливаясь ни на минуту, нам их надо только поддерживать и следить, чтобы не было никаких сбоев в общей работе. Вадим за свою так внезапно оборвавшуюся жизнь сделал очень многое, он полностью выполнил свою миссию, своё предназначение—служить людям. Театр танца сейчас в прекрасной форме, танцоры молодые, красивые, состав большой, каждый работает от всего сердца, великолепные костюмы, зал, всегда полный зрителей и всегда принимающий все спектакли овациями. Я думаю, Вадим был бы очень рад.

Вадим Альбертович никогда не был шоуменом, он всегда был новатором в искусстве, новатором в самом лучшем смысле этого слова. Он всегда стремился делать то, чего не было ни у кого. Не отделяясь от других, он всегда был впереди. Он жил и работал так, чтобы было приятно и радостно всем. Во время одной из репетиций я даже записал слова нашего Маэстро: «Главное—не потерять способность удивить публику. Удивить красотой исполнения. Зритель может многое простить артисту, но он никогда не простит равнодушного, безжизненного взгляда в ваших глазах». Спектакли «Пигмалион», «Аргентинское танго». «История любви» и многие другие уже стали классикой нашего театра танца. Я уверен, что нас ждёт ещё что-то такое, чего нет ни у кого, чем театр удивит всех и станет опять впереди…

Не буду раскрывать всех секретов, чтобы зрителю всегда было интересно. Конечно, театр работает над новыми постановками. Мы сейчас думаем, как бы ни на йоту не опустить ту планку, на которую поднял театр Вадим Альбертович, а если удастся, ещё и приподнять её немного. Александр Вадимович—молодой, перспективный профессионал, очень творческий артист и руководитель. Пользуясь возможностью, хочу еще раз сказать всем севастопольцам: Вадим Альбертович Елизаров незримо будет всегда присутствовать среди нас, потому что он беззаветно любил Севастополь и всех жителей этого славного города-героя. И люди, простые зрители, всегда платили ему такой же любовью. Я благодарю каждого севастопольца за любовь к моему мужу. Уверена, что его не хватает не только мне, но и всем вам. Спасибо вам всем большое!

Театр—не роскошная яхта, на которой можно гордиться величием, а скорее плодовое дерево, посаженное у потоков реки. Этим мощным потоком всегда являлся основатель и бессменный руководитель Севастопольского академического театра танца, профессор кафедры хореографии Крымского университета культуры, искусств и туризма, лауреат Государственной премии АРК, заслуженный деятель искусств АРК, заслуженный работник культуры Украины, народный артист Украины—Вадим Альбертович Елизаров. Постановлением правительства Севастополя № 579-ПП от 10.08.2017 года Государственному автономному учреждению культуры «Севастопольский академический театр танца» присвоено имя Вадима Елизарова. По итогам рабочей поездки в Севастополь 18-20 августа 2017 г. президент РФ В.В. Путин утвердил перечень поручений, в которых, в частности, говорится: «Правительству РФ предусмотреть в федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя до 2020 г.» дополнительно мероприятия по строительству Севастопольского академического театра танца им. В. Елизарова, а также финансовое обеспечение. Срок—15.03.2018».

Да, театр—это зрелищность, это каждая минута, которая проживается, чтобы удивить зрителя, это часть души и сердца каждого артиста. Вадим Елизаров обладал мощным талантом удивлять. Очень хочется надеяться, что поручение президента РФ будет выполнено в срок, и севастопольцы с гордой радостью и светлой грустью войдут в новый Дворец Севастопольского академического театра танца имени Вадима Альбертовича Елизарова.

К. АРУТЮНЯН, член Союза творческой интеллигенции Севастополя.

 

 

Справка:

Вадим Елизаров родился 12 июня 1949 года в Саратове, увлекался танцами с детства. Десять лет он занимался балетом, а с 17 лет бальными танцами. В конце 70-х гг. танцоры международного уровня, победители советских и турниров Поволжья, Вадим Елизаров с партнёршей и женой Ниной Маршевой приехали в Севастополь по приглашению и остались навсегда. Вадим Альбертович в культурном комплексе «Корабел» создал школу танцев, потом – танцевальный коллектив «Виктория», завоевавший множество титулов и наград на родных просторах и в мире, колективу спустя пять лет присвоили звание народного. В 1999 году Вадим Альбертович создал Севастопольский Театр танца, через 10 лет в 2009 году ставший академическим, и гораздо раньше – всенародно любимым. Сегодня в его составе – больше 50 артистов. В своих постановках он стремился объединить два вида искусства: театральное и танцевальное. Его балет известен не только в России и на Украине, но и во многих западных странах. Он является автором всех постановок художественным руководителем, директором. Дважды лауреатом высшей театральной премии АРК "Золотой грифон – 2016-17" за свои спектакли.

 

Послужной список Вадима Альбертовича Елизарова

1968-1696 гг – Саратовский электроприборостроительный завод, слесарь;

1971-1972 – Дворец культуры Саратовского завода «Техстекло», руководитель клуба современного бального танца;

1972-1973 – Всесоюзный государственный проектный институт «Гидропромсельстрой», инженер;

1973 – «Облкниготорг», экономист;

1973 – трест «Главприволжстрой», инженер, старший экономист;

1973-1974 – Саратовский авиатехникум, старший лаборант;

1974-1977 – Дворец культуры завода «Техстекло», руководитель клуба современного бального танца, заведующий массовым отделом;

1977 – Севастопольский городской дом культуры, балетмейстер;

1977-1978 – Дворец культуры Саратовского завода «Техстекло», руководитель студии бального танца;

1978-1985 – Севастопольский морской завод им. Орджоникизде, инженер-технолог, наладчик;

1985-1999 – Севастопольский культурный комплекс «Корабел», руководитель ансамбля бального танца;

2000-2012 – Управление культуры СГГА, художественный руководитель и директор КУ «Севастопольский академический театр танца».

2012-2017 – генеральный директор КУ «Севастопольский академический русский драматический театр им. Луначарского».

20.03.2014 - Президент крымского отделения российского танцевального союза

29.06.2005 Специальный диплом VII Международного фестиваля античного искусства «Боспорские агоны» в Керчи за спектакль "Пигмалион".

11.06.2009 XI Международного фестиваля античного искусства «Боспорские агоны» в Керчи Гран-при «Боспорская Ника» за лучший спектакль «Notre Dame De Paris».

11.04.2016 Высшая театральная премия Крыма «Золотой грифон» за «Лучшее музыкальное решение» и «Лучшую хореографию, пластику, пантомиму» за спекталь "Пигмалион"

14.08.2016 I фестиваль севастопольских театров "ТОН" диплом "Свой путь. Мы доказываем свою правоту тем, что созидаем".
24.04.2017 Высшая театральная премия Крыма «Золотой грифон» за «Лучшую хореографию, пластику, пантомиму» за спекталь "Cabaret-Express"



Обновлен 07 окт 2017. Создан 30 мая 2017